Количество автолюбителей растёт из года в год, пропорционально увеличивается и число автомобилей. К сожалению, рост количества парковочных мест не соответствует первым двум показателям, автомобили паркуются все плотнее, в связи с этим всё более востребованной становится установка парковочного радара. В настоящее время установка парктроников не является занятием исключительно для профессионалов, а вполне по силам обычному автолюбителю.

На этот раз вам предлагаю рассмотреть установка парктроников своими руками на автомобиль, оснащённый запаской, расположенной на задней двери, и фаркопом. Такие детали комплектации транспортного средства определяют и некоторые особенности процесса установки, не учитывать которые нельзя, иначе устранение трещин на лобовом стекле рискуете столкнуться с массой проблем.

Прежде всего, если вы решили произвести установку парктроника самостоятельно, необходимо с особой тщательностью подойти к выбору данного устройства. Для автомобилей, оснащённых запаской на пятой двери или прицепным устройством лучше выбрать обучаемую модель, которая способна отличать запасное колесо или фаркоп от помехи и не реагировать на них. Обычная модель радара, не имеющая функции обучаемости, будет сигнализировать о наличии помехи рядом с транспортным средством, что сделает установку бессмысленной.

Под заданные критерии подходит новая разработка российских инженеров — парковочный радар «СПАРК-4F», при производстве которого применяются импортные комплектующие. Богатство модельного ряда этих устройств позволяет не только без проблем установить парктроник самому, но и не быть при этом ограниченным в выборе: все модели предлагаются в комплектации с разными дисплеями. В модельном ряду имеются варианты, оснащённые двумя дисплеями или дисплеем, интегрированным в зеркало заднего вида. Все парктроники этой серии имеют разъёмы, дающие возможность в случае неисправности отсоединить датчик, не демонтируя всю систему. Предлагаются четыре разновидности датчиков, имеющие внешние отличия и различающиеся зоной охвата. Деталь, заинтересующая, вероятно, большинство покупателей – наличие более полутора десятков цветовых решений в ассортименте датчиков. Оригинальным является и способ индикации информации на самом дисплее – при необходимости данные могут быть отображены в зеркальном виде и вверх ногами, что даёт возможность разместить дисплей на потолке и получать информацию, глядя в зеркало.

Чтобы обеспечить правильную работу парктроника при наличии фаркопа, необходимо записать в памяти устройства информацию о расстоянии от бампера до шара, что даст возможность системе на него не реагировать. В связи с достаточной сложностью и многофункциональностью системы, вам придётся потратить некоторое время на её настройку и обучение.

При установке парктроника самостоятельно вам понадобится следующий набор инструментов (кроме самого комплекта парковочного радара): фреза, шуруповёрт или дрель, маркер, малярный скотч, рулетка, отвёртки и ключи, используемые при снятии внутренней обшивки.

На самом начальном этапе вам необходимо найти информацию о том, какова внутренняя конструкция бампера у вашего транспортного средства, с этой целью рекомендуем вам обратиться к тематическим сайтам в сети Интернет. Если добыть такую информацию не удалось, придётся изучить вопрос опытным путём, т.е. заглянув снизу под машину. Владельцы внедорожников находятся при этом в выигрышной ситуации, так как подлезть под высокую машину не составляет труда. Тем же, кто всё-таки не смог определить конструктивные особенности бампера, придётся приложить усилия и снять его.

На первом, подготовительном, этапе автомобиль следует тщательно помыть и высушить. Для начала работы следует внимательно выбрать подходящее место – площадка должна быть ровной и горизонтальной, выполнение этого требования является очень важным во избежание ошибок в определении необходимой высоты расположения датчиков.

У запаркованного автомобиля отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора и начинаем разборку салона. Спешка в этом процессе неуместна, необходимо аккуратно и по порядку складывать все крепёжные элементы. Желательно сразу определить место установки дисплея — оно определяется тем, как вы лично привыкли парковаться: если при парковке вы предпочитаете пользоваться боковыми зеркалами, дисплей будет удобнее установить на передней панели, если в процессе парковки вы привыкли оглядываться назад, лучшее место для него – над задним стеклом. Имейте также в виду, что к помощи дисплея вам придётся прибегать не слишком часто, чаще всего водители реагируют на предупредительный сигнал бипера.

Следующий шаг – выбор места, где парктроник будет подключаться к проводке транспортного средства, и где жгут проводов, идущих от датчиков, будет проходить внутрь салона или багажника. Очень важный момент- определение местоположения основного блока системы. Вполне возможно, на этом этапе будет необходимо снять какие-то элементы обшивки салона.

Далее мы переходим к разметке и сверлению отверстий для датчиков. Протираем задний бампер насухо и обклеиваем малярным скотчем всю площадь его поверхности. Необходимо с большой ответственностью отнестись к выбору мест для установки датчиков, учитывая конструктивные особенности, как самих датчиков, так и формы бампера. К установке датчиков предъявляются требования по высоте, по расстоянию между ними и по направлению оси датчиков относительно горизонтали. Требуемая высота установки обычно определена в инструкции. Рекомендации по расположению датчиков по длине бампера также даются в руководстве по установке, обычно их размещение производится в соответствии со схемой 30 — 40 — 30, имеется в виду процентное соотношение расстояний. Датчики должны быть расположены строго горизонтально: если датчик будет опущен вниз, он будет реагировать на землю, как на препятствие и его работа нарушится, а если его поднять вверх, не замеченными останутся не высокие препятствия. Выполнение этих требований может потребовать множества усилий, учитывая сложные выпуклые формы бамперов современных автомобилей. Чтобы облегчить задачу для автолюбителей, решивших установить парктроник самостоятельно, разработчики предлагают датчики в комплекте с проставочными кольцами, позволяющими вращать датчики. При разметке мест установки необходимо выбрать на бампере точки отсчёта, обычно расстояния откладываются от концов бампера у арок колёс, но при наличии симметричных элементов, например, противотуманок, отсчёт можно вести от них. После определения мест установки датчиков стоит наметить точки для просверливания с помощью шила, чтобы избежать соскальзывания фрезы. Из полученного в результате просверливания отверстия следует вынуть часть адсорбера (около 2-3 сантиметров), чтобы освободить место для установки датчика.

На следующем этапе установки парктроников необходимо установить датчики и проложить провода. Следует аккуратно протянуть провод через отверстие под датчиком и вытянуть его в автомобильный салон. По мере установки датчиков мы либо стягиваем провода с помощью кабельных стяжек, либо сплетаем в виде косы. Предпочтительно использование защитной гофры. Под бампером следует разместить дополнительную петлю из проводов, так как парктроник может иметь специальные разъёмы, дающие возможность замены неисправного датчика.

На четвёртом этапе установки парктроника своими руками нам необходимо выполнить подключение и настройку. Предварительно ознакомившись с инструкцией, переходим к процессу подключения устройства. Чтобы оценить его исправность, рекомендуется подключение устройства без окончательной укладки проводов, и только потом, убедившись в его работоспособности, можно осуществить тщательную прокладку проводки и её изоляцию. В ходе этого этапа требуется установка главного блока и дисплея. Большая часть парктроников подключаются по одинаковым схемам, но есть и нестандартные варианты, например, подключение с помощью диодов или требование подключения к электрическим цепям указателей поворотов.

Следующий шаг, который подразумевает установка парктроника самостоятельно – соединение проводов в салоне и диагностическая проверка, в ходе которой следует определить, какие препятствия прибор фиксирует уверенно, а какие может пропустить. И добрый совет « в дорогу»: никакая техника, несмотря на свои возможности, не способна заменить острый взгляд водителя и его ответственное отношение.

Некоторое время назад мы проводили тестирование парктроника, обладающего обширными возможностями в области самостоятельной настройки и программирования. Сегодня мы используем отечественное изделие, ничуть не худшего качества, а по некоторым своим характеристикам даже превосходящее зарубежный аналог. Немаловажен и такой показатель, как стоимость, выгодно отличающая наш прибор от импортного: 2500 рублей против 400 евро.

Первоочередной задачей при установке СПАРК- 4F станет для вас его настройка, если вы не доверили эту функцию специалистам сервиса. Без проведения такого обучающего процесса датчики парктроника могут срабатывать от земли. Для того чтобы выполнить эту задачу, необходимо выбрать ровную площадку, дающую возможность расположить автомобиль не ближе 2, 5 -3 метров от препятствия, и активировать режим обучения. Инструкция к СПАРК-4F нуждается в дальнейшей доработке, так как в существующем в настоящее время варианте не даёт возможности осуществить этот процесс с первого раза.

В процессе обучения прибор снимает показания со всех датчиков, записывает их в памяти. При последующей эксплуатации система делает поправку на эти отзывы, оценивая их как ровную поверхность и не реагируя на их присутствие. Если процесс обучения происходил на асфальте или другой ровной поверхности, при попадании автомобиля на грунтовую дорогу могут появиться ложные срабатывания. Такая ситуация не требует вмешательства специалистов сервиса, вы можете самостоятельно ещё раз провести обучения системы, используя заведомо плохое дорожное покрытие. Прибор позволяет повторить процесс обучения 10 раз, результаты каждого из них фиксируются в памяти. При четырёхкратном обучении парктроник СПАРК-4F не дал ни одного ложного срабатывания на протяжении четырёх месяцев.

Парковочный радар, протестированный нами, обладает разнообразными сервисными функциями. Одной из востребованных и создающих дополнительный комфорт для водителя, особенно в пробках, является функция контроля пространства в задней части автомобиля при нажатой тормозной педали. Она даёт возможность, при необходимости, без опасения слегка сдвинуться назад.

Ещё одна удобная функция — «гараж», при использовании которой отключаются датчики по бокам, срабатывают только центральные, система не реагирует на стены, оценивая адекватно пространство сзади машины.

Не менее важна и функция самодиагностики, этот режим включается системой при каждом переключении на заднюю передачу. В ходе самодиагностики парктроник СПАРК-4F производит проверку каждого отдельного датчика на предмет его работоспособности. При обнаружении неисправного или, например, испачканного грязью датчика система автоматически его отключает, давая возможность радару правильно функционировать. Если последующая проверка установит исправность датчика, он опять будет включён в работу всей системы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: установить парктроник самому – вполне посильная задача для любого автолюбителя, надо лишь тщательно изучить инструкцию и учесть наши рекомендации.

В заключение привожу несколько советов от профессионала для автолюбителей, которых привлекает установка парктроника своими руками:

— чтобы не было необходимости впоследствии заделывать ненужные отверстия в бампере, стоит сначала тщательно спланировать, в каких местах будут расположены датчики;

-при установке датчиков может потребоваться снятие бампера, в случае если за его пластиковой накладкой расположена силовая балка, но если вы хорошо знаете устройство бампера вашего автомобиля и уверены, что в процессе установки датчиков не будет помех, бампер снимать нет необходимости;

— необходимо учитывать особенности установки парктроника на некоторых моделях автомобилей, например при наличии запасного колеса на пятой двери следует особое внимание уделить установке датчика, наиболее близко расположенного к этому колесу, чтобы оно впоследствии не воспринималось как препятствие. Для таких моделей автомобилей следует особенно тщательно подходить к выбору парктроника и отдавать предпочтение системам, обладающим функцией обучения